Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

 
 

Для родителей

Речевая готовность детей к школе

 

Ваш ребенок готовится стать школьником. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Какие именно?

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

- строить сложные предложения разных видов;

- составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

- находить слова с определенным звуком;

- определять место звука в слове;

- составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

- членить слова на слоги (части);

- различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

- самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

- драматизировать небольшие произведения;

- уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

- иметь представления о сезонных явлениях природы;

- знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Обучающиеся, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении образовательной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих обучающихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционно-развивающей работе.

Основная задача родителей в данный период времени - проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами образовательного учреждения, это поможет предотвратить трудности общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

 

Литература:

 

  1. Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками.– М.: Просвещение, 2006.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших  школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

<< назад