Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Методические материалы для родителей (законных представителей) и детей

Взаимоотношение детей в семье
Важную роль в становлении ребёнка играет его окружение, а ближайшее окружение - это семья. Именно в семье ребёнок учится проявлять любовь и пользоваться ею, ладить с другими людьми, соизмерять чувства и желания других со своими, делить обязанности и удовольствия, сдерживать негодование, злость, зависть и страх.
Овладеть всем этим ребёнку помогают его братья и сёстры. Отношения между братьями и сёстрами часто бывают конфликтными и наполнены непониманием. Нередко между братом и сестрой ситуация доходит до острого обмена мнениями, ударов, и даже явного физического насилия. Братья могут вести борьбу на кулаках, сёстры, как правило, используют психологические методы, чтобы выиграть у серьёзного соперника. Однако отношения между детьми могут быть противоположными.
Любые отношения строятся и развиваются, опираясь на разные характеристики. Что влияет на взаимоотношения братьев и сестёр?
    Личность. Каждый несет в себе уникальную комбинацию генов предков, которые влияют на наше поведение;
    Возраст.  Младший ребёнок склонен решать вопросы через применение физической силы (дерётся), в то время как старший чаще прибегает к вербальным аргументам;
    Пол. Борьба за родительскую любовь, у двух мальчиков или у двух девочек часто презентуется одинаково. Братик и сестрёнка легче находят свои особые способы добиваться внимания папы и мамы ввиду изначально заложенных в них различий;
    Размер семьи. Чем меньше в семье действующих лиц, тем сильнее борьба за внимание родителя;
     Наличие индивидуального пространства.  Проводить весь день в непосредственном физическом и эмоциональном контакте с братом или сестрой, не имея возможности отдохнуть от него/неё, — большая нагрузка на психику ребёнка;
    Личностные особенности родителей и их педагогические установки;
    Очередность появления детей в семье. 
Почетное место в семье обычно принадлежит старшему ребёнку, однако достается оно дорогой ценой. С одной стороны, ему хотелось, чтобы в семье появился еще один ребёнок. С другой стороны, когда-то он безраздельно владел папой и мамой, и они были заняты только им. Помня такое внимание своих родителей, он, не задумываясь, делится своей любовью с младшим братом. Старшего не с кем сравнивать, поэтому его не торопят, не дают непосильных заданий, подхваливают. Ему отводится роль «примера для подражания» для младших детей, иногда приносящая ему больше страданий, чем удовольствия. Родителям следует научить малышей уважать и не приставать к нему. При должном внимании и прозорливости они могут помочь первенцу занять достойное место в семье.
Последний ребенок, обычно любимец семьи, может стать источником ненависти старших детей в семье. Часто за младшего ребёнка выполняют все обязанности, и как следствие ему не требуется развивать самостоятельность. Младшему ребёнку следует определить его долю обязанностей наравне с другими, следует замечать его старания и успехи, пусть в том, что он делает, нет ничего нового для его родителей.
В отдельных семьях среднему ребенку не достается ни ответственности, возлагаемой на старшего, ни безоглядной любви, щедро отдаваемой младшему ребёнку. Второму ребёнку может просто не достаться его доля внимания из-за появления третьего малыша. И ему придётся метаться между доверительными льготами, предоставляемыми старшему, и полной безответственностью младшего. Вместе с тем средний ребёнок имеет свои преимущества: он даёт понять старшему, что его надо уважать, потому что он тоже старший, и — младшему, что его надо слушаться.
Вышеперечисленные характеристики, влияющие на взаимоотношения в семье,  также могут стать причинами возникновения различных конфликтов. Задача родителей учиться предупреждать конфликты и учить детей между собой общаться.
Как помочь детям жить дружно?  (Рекомендации Адель Фабер и Элейн Мазлиш)
  • Каждый ребенок должен несколько раз в неделю оставаться с вами наедине;
  • Общаясь с одним ребенком, не говорите о другом;
  • Не лишайте внимания и заботы “любимчика”, чтобы сосредоточиться на том, кому достается меньше внимания;
  • Не навязывайте детям конкретное положение в “семейном созвездии” (старший, младший, средний);
  • Не зацикливайтесь на “общности”: каждый ребенок индивидуален;
  • Каждый ребенок должен знать, что обладает качествами, которые восхищают его братьев и сестер;
  • Устраивайте семейные собрания.

Педагог-психолог Колесник С.А.

<< назад