Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

 
 

Концепция проекта

1. Организационно-правовая модель реализации услуг (мероприятий по реализации услуг)


Организационно-правовая модель реализации услуг (мероприятий по реализации услуг)

В Мурманской области служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, создается на базе государственного областного бюджетного учреждения Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее - ГОБУ МО ЦППМС-помощи, Учреждение) в качестве необособленного структурного подразделения. 

Организационная модель мероприятий по реализации услуг предусматривает партнерское взаимодействие равноправных структурных единиц, где каждый участник имеет свои ресурсы, дополняющие друг друга, что обеспечит качество предоставления услуг.

Внутренняя сеть организационной модели включает в себя, помимо Учреждения, службы ранней помощи и консультационные центры на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций, территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, ресурсные учебно-методические центры на базе государственных областных коррекционных организаций, службы сопровождения замещающих семей и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, данная модель позволяет обеспечить территориальную доступность предоставления услуг, необходимое число квалифицированных специалистов, гибкое перераспределение имеющихся ресурсов с учетом запросов потребителей услуг.

Мероприятия по реализации услуг  психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, внутри модели осуществляются на основе соглашений о реализации модели с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, договоров о сотрудничестве с руководителями дошкольных образовательных организаций, гражданско-правовых договоров с привлекаемыми специалистами.

ГОБУ МО ЦППМС-помощи создано в 2002 году как областная психолого-медико-педагогическая комиссия. На сегодняшний день это базовый ресурсный центр практической психологии в системе образования Мурманской области. За годы функционирования основными показателями работы Учреждения стали:

- увеличение охвата потребителей услугами психолого-педагогической помощи;

- расширение спектра и объема предоставляемых гражданам услуг;

- повышение мобильности и доступности психолого-педагогической, методической, консультативной помощи;

- увеличение направлений методического сопровождения специалистов психологических служб образовательных организаций Мурманской области;

- развитие сети социального партнерства и повышение позитивного имиджа Учреждения.

 Структура Учреждения определена уставными целями и задачами и отражена в представленной схеме.


Деятельность структурных подразделений Учреждения регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами.

Целевую группу потребителей услуг, предоставляемых Учреждением, составляют дети в возрасте от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети и подростки с девиантным поведением, несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, родители (законные представители) детей, педагогические работники.

Учреждение обладает высококвалифицированными педагогическими кадрами; достаточной материально-технической базой; телекоммуникационными средствами; транспортными ресурсами для организации выездных консультаций, а также оказания своевременной мобильной помощи гражданам независимо от места проживания.

 

Кадровая обеспеченность.

Штатная численность педагогических работников составляет 19 человек, из них: педагоги-психологи - 11, учителя-логопеды - 2, учителя-дефектологи - 2, социальные педагоги - 4.  Кадровый состав учреждения стабилен. 100% работников имеют высшее профессиональное образование (2 чел. окончили магистратуру).  Высшую и первую квалификационные категории имеют 15 чел. (79%).

Почетной грамотой Министерства образования РФ награждены 2 чел., звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» - 1 чел, «Отличник народного просвещения» - 1 чел, Благодарственным письмом Губернатора Мурманской области отмечен 1 человек.

В полной мере обеспечивается законодательное право педагогов в прохождении курсов повышения квалификации. Ежегодный показатель по данному направлению составляет 85 - 90%. Активно используется как очная, так и дистанционная формы обучения. Чаще всего педагоги проходят обучение на базе ГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», институт практической психологии «Иматон», ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства». Уровень профессионализма педагогических работников соответствует квалификационным требованиям по занимаемой должности, что позволяет обеспечивать квалифицированное оказание помощи получателям услуг.

С целью обобщения и распространения опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению различных категорий детей и их семей специалисты Учреждения ежегодно публикуют до 60 материалов в различных изданиях и на интернет-порталах, таких как:

- сборники материалов по итогам Международных и Всероссийских научно-практических конференций;

- каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, общественная организация «Федерация психологов образования России»;

- Ассоциация педагогов России «АПРель»;

- всероссийский образовательный портал «Просвещение»;

- международный образовательный интернет-проект «ИнфоУрок»;

- всероссийский образовательный портал «Знанио»;

- электронное педагогическое издание «Педагогический мир».

Ежегодно педагогические работники принимают участие в профессиональных конкурсах, педагогических олимпиадах различного уровня, становятся победителями и призерами (до 90 конкурсов в год). Наиболее значимые из них:

- золотая медаль победителя в номинации «Лучшее учреждение образования» Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» «Качественное образование - будущее России» (2012 г.);

- золотая медаль (конкурсная работа «Программно-методическое просвещение родителей старших дошкольников с ОВЗ»), серебряная медаль (конкурсная работа «Программно-методический комплект по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста с ОВЗ, испытывающих трудности в развитии и социальной адаптации») Всероссийского заочного конкурса «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста (2013 г.);

- диплом I степени (методическое объединение педагогов-психологов), диплом II степени (методическое объединение учителей-дефектологов и логопедов) Международного командного конкурса «Методическое объединение: творческий отчет педагогов» (2014 г.);

- золотая медаль Международного конкурса проектов «Образовательная среда для всех. Образовательная среда для каждого». Номинация: «Инновационные технологии взаимодействия с семьей воспитанника (ученика)» - проект «Я близко, я рядом, я здесь» (медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, для обеспечения максимально возможного развития таких детей, их социализации и интеграции в общество) (2014 г.);

- серебряная медаль в номинации «Инклюзивное образование» за конкурсную работу «Модель психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС образования детей с ОВЗ в Мурманской области» Международного конкурса «Факел» прогрессивных идей, оригинальных начинаний, перспективной практики образования, развития и социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в современном полифоническом образовательном пространстве (2015 г.);

- диплом I степени в номинации «Лучшее программное обеспечение для образовательного процесса» Национальной премии в области образования «Элита Российского образования» (2017 г.);

- лауреат Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2018. Конкурсная работа - «Программа коррекционно-развивающей направленности психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей, испытывающих трудности в развитии «Играя, развиваемся». Программа рекомендована общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» для реализации в образовательных организациях и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

В Учреждении на системной основе ведется проектная деятельность, которая позволяет мобилизовать имеющиеся ресурсы и успешно решать следующие задачи:

- расширять спектр оказываемых услуг и повышать их качество;

- включать в состав целевых групп новые категории граждан;

- повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, включенных в проектную деятельность;

- расширять сферы социального партнерства в рамках реализации проектов;

- создавать условия для внедрения новых технологий, форм и методов работы с детьми и родителями (законными представителями);

- привлекать внебюджетные средства.

В результате участия в конкурсном отборе инновационных социальных проектов, проводимом Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с проектом «Шаги навстречу» (профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, включая профилактику жестокого обращения с детьми) получен грант Фонда в объеме 1, 410 млн. руб.

Ежегодно в рамках сотрудничества с Российским представительством объединения «Спасем детей» (Норвегия) реализуются проекты:

- «Информационные мероприятия по продвижению прав детей» (проведение информационных мероприятий, направленных на продвижение принципов Конвенции ООН), с 2008 г. по настоящее время;

- «Информационные мероприятия по защите детей» (проведение мероприятий, направленных на профилактику насилия над детьми), с 2010 г. по настоящее время;

- «Равные права, равные возможности в Мурманской области» (интеграция детей с ограниченными возможностями в общество посредством доступности качественного образования), с 2014 г. по настоящее время.

Учреждение обеспечивает функционирование и регулярное обновление официального сайта в сети Интернет, web -консультирование через сайт, изготовление и распространение информационно-наглядной продукции по направлениям деятельности, работу с Интернет-порталом «Дети Мурман.Ру», взаимодействие со средствами массовой информации региона.

Материально-техническая оснащенность Учреждения позволяет в полном объеме обеспечивать доступность оказываемых услуг как в очной, так и в дистанционной форме.

В Учреждении сформирована сеть социальных контактов с различными общественными организациями, учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сотрудничество и творческая кооперация являются инструментом повышения качества оказываемых услуг за счет вхождения в долгосрочные и временные социальные сети, формой трансляции результатов своей деятельности и средством формирования позитивного имиджа учреждения.

Партнерами Учреждения являются:

  • муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования; 
  • учреждения системы образования;
  • учреждения системы здравоохранения;
  • учреждения системы социальной защиты населения;
  • государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области «Институт развития образования;
  • федеральное государственного бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический гуманитарный университет»;
  • государственные и негосударственные национальные фонды: (Национальный Фонд защиты детей от жестокого обращения, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Общественный Благотворительный Фонд «Родительский мост»);
  • Следственное Управление Следственного Комитета РФ по Мурманской области;
  • УМВД России по Мурманской области;
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • УФСИН России по Мурманской области;
  • ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Мурманской области»;
  • негосударственные некоммерческие общественные организации:

- Мурманское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»;

- региональная Ассоциация замещающих родителей Мурманской области;

- автономная некоммерческая организация поддержки детей с аутизмом «Парус доверия»;

- Мурманская региональная общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Дети-ангелы Мурмана»;

 - общественная организация Мурманский социально-благотворительный клуб родителей и детей-инвалидов «Надежда».

  • средства массовой информации.

Наряду с основной уставной деятельностью по оказанию психолого-педагогической, методической и социальной помощи детям, родителям (законным представителям) и педагогическим работникам Учреждение в соответствии с приказами Министерства образования и науки Мурманской области выполняет функции Ресурсного центра по развитию ранней помощи в Мурманской области (с 2015 г.) и Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования (с 2017 г.).

Анализ имеющихся в регионе ресурсов по созданию в образовательных учреждениях специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью показал, что наиболее эффективной для Мурманской области является модель сетевого взаимодействия.


В целях максимального удовлетворения потребностей образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие, в ресурсном обеспечении в структуру модели включены государственные областные коррекционные образовательные организации, на базе которых созданы ресурсные учебно-методические центры по сопровождению детей с различными нарушениями (сенсорные нарушения, расстройства аутистического спектра, тяжелые множественные, интеллектуальные нарушения). Данная модель позволяет сблизить общее и коррекционное образование, максимально использовать ресурсы коррекционных общеобразовательных организаций для повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях массовой школы. В специальном образовании работают высококвалифицированные педагоги, имеющие большой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, их родителями (законными представителями). Учитывая данное обстоятельство, в первый год функционирования модели Учреждением проведены на базе коррекционных образовательных организаций семинары-практикумы для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций, работающих в условиях инклюзии. В ходе семинаров оказана методическая, консультационная помощь, продемонстрировано специальное и дидактическое оборудование. Педагоги посетили коррекционно-развивающие занятия, открытые уроки, изучили специальную документацию, необходимую для организации образовательной деятельности.

Нормативное правовое регулирование деятельности ГОБУ МО ЦППМС-помощи как Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования и образовательных организаций осуществляется посредством заключения договоров о сетевом взаимодействии.

Основные функции Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования:

- изучение возможностей образовательных организаций по самостоятельному обеспечению специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью и оценка потребностей в обеспечении ресурсами за счет других образовательных организаций в необходимом объеме;

- консолидация интеллектуальных (кадровых), информационных и материальных ресурсов для обеспечения специальных образовательных условий;

- консультационно-методическая, социально-правовая и информационная поддержка руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам обеспечения специальных образовательных условий и оказания психолого-педагогической и социальной помощи.

  В рамках деятельности специалисты Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования на системной основе проводят региональные межведомственные научно-практические конференции, семинары-практикумы, круглые столы, выездные консультативные дни, родительские гостиные и др. 

 Созданы региональные базы данных:

- о детях с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в условиях инклюзии;

- об общеобразовательных организациях, реализующих инклюзивное обучение;

- о ресурсном обеспечении инклюзивного образования (кадровое, материально-техническое, учебно-методическое).

Данные региональной базы используются в рамках сетевого взаимодействия ресурсных учебно-методических центров и массовых школ  в целях организации мобильной адресной помощи по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью.

Создан единый информационный ресурс для поддержки профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, в том числе со ссылками на электронные ресурсы учебно-методических центров Мурманской области и федеральных центров по сопровождению детей с различными нарушениями.

С 2015 года в соответствии с межведомственным приказом Министерства образования и науки Мурманской области, Министерства здравоохранения Мурманской области, Министерства социального развития Мурманской области от 24.11.2015  № 2092/547/589 «О создании системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области» Учреждение наделено полномочиями Ресурсного центра по координации и организационно-методическому сопровождению апробации моделей служб ранней помощи детям на пилотных площадках    4-х дошкольных образовательных организаций. С 2017 года в целях организации целостной системы информационно-методического, программного обеспечения функционирования региональной системы ранней помощи Учреждение получило статус Ресурсного центра по развитию ранней помощи в Мурманской области.

Приоритетными направлениями деятельности Ресурсного центра по развитию ранней помощи являются:

- организация межведомственного взаимодействия;

- мониторинг ресурсного обеспечения функционирующих и вновь создаваемых служб ранней помощи;

- разработка индивидуальных карт деятельности служб ранней помощи;

- практическая помощь субъектам образовательной деятельности по аспектам специальной помощи детям от рождения до 3 лет;

- информационно-методическое сопровождение деятельности служб ранней помощи: проведение методических мероприятий, издание информационно-методических материалов;

- взаимодействие со СМИ, проведение информационной кампании     о деятельности служб ранней помощи на территории муниципальных образований Мурманской области;

   В настоящее время в регионе функционирует 15 служб ранней помощи на базе дошкольных образовательных организаций в 13 муниципальных образованиях, что обеспечивает территориальную доступность для населения региона. Услуги оказываются на безвозмездной основе.

  В рамках проведения обучающих мероприятий специалистами Ресурсного центра по развитию ранней помощи разработаны методические рекомендации:

-     по организации деятельности Центров ранней помощи в Мурманской области;

-     «Коррекционно-развивающие методики для работы с детьми раннего возраста»;

-     «Разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи»;

-     «Технология организации театрализованных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»;

-     по организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;

-     «Психолого-педагогическая и социальная помощь и поддержка семьи, имеющей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида»;

-     по организации домашнего визитирования в условиях служб ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области «Я БЛИЗКО, Я РЯДОМ, Я ЗДЕСЬ...»;

-     «Проектирование специальных образовательных условий и индивидуальной программы ранней помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, групп социального и биологического риска»;

-     «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и младшего дошкольного возраста с использованием стандартизированных методик»;

-     «Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста».

Открытость и прозрачность системы ранней помощи для потребителей услуг обеспечивается через участие специалистов Ресурсного центра по развитию ранней помощи в цикле радиопередач Радио России - Мурманск «Школа молодых родителей». Издан и распространен «Информационный справочник о службах ранней помощи в Мурманской области». На официальном сайте Учреждения www.cpmss.ru создан раздел «Ресурсный центр по развитию ранней помощи в Мурманской области», который включает:

-     нормативно-правовые документы для организации деятельности служб ранней помощи;

-     информацию о функционирующих на территории региона службах ранней помощи,

-     результаты мониторинга;

-     методические рекомендации для специалистов служб ранней помощи,

-     электронную библиотеку для родителей (законных представителей);

-     видеоконсультации.

Таким образом, Учреждение обладает необходимыми ресурсами и достаточным опытом работы в рамках организации сетевого взаимодействия по реализации мероприятий различной направленности.

 

Организационная модель сетевого взаимодействия

(площадки реализации проекта)



<< назад