Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Электронная библиотека для родителей

05.02.19: Гены приемного ребенка.

Страх перед генами - это наукообразная форма страха перед проникновением в свою семью «чужого». И любые трудности проще всего объяснить таким образом: «Это не мы не справляемся, это у него гены такие».

Если семья будет жить в страхе перед «генами» и в любом поступке ребенка видеть зачатки «аморального образа жизни» или «безвольность и зависимость», это приведет к тому, что пророчества сбудутся. Ребенок, от которого ждут худшего, будет вынужден либо (если он лоялен семье) подчиниться ожиданиям, либо (если он сопротивляется попыткам «присвоения») в его поведении закрепятся черты, пугающие взрослых. Результат будет одинаковым.

Генетически обусловленные качества человека действительно существуют. Отрицание этого факта способствует укреплению иллюзии, что ребенка можно «перекроить под себя». Это, в свою очередь, неизбежно приведет к жестокому разочарованию и даже агрессии по отношению к ребенку, обманувшему ожидания родителей. До возраста 6-12 лет стиль воспитания не сильно влияет на возникновение серьёзных детско-родительских конфликтов и асоциальных проявлений в поведении ребёнка, однако менторская среда или так называемый «ответственный стиль воспитания» срабатывает к подростковому возрасту и резко повышает вероятность возникновения конфликтов, развивающихся в формы протестного (часто асоциального характера) поведения ребёнка.

Усугубляет положение повышенная подозрительность и тревожность за поведение ребенка, что часто приводит к ошибкам воспитания, выраженным в крайних формах воспитательного воздействия - импульсивных, неоправданно жёстких мерах или попустительстве, оправдываемом «неотвратимостью судьбы» и списания своей воспитательной некомпетентности на гены. Таким образом, асоциальное поведение кровных родителей является не генетическим, но мощным психологическим фактором давления на приемных родителей, провоцирующим риски неадекватного воспитательного воздействия на ребёнка.

Вторым, по степени влияния, фактором на возникновение асоциального поведения является исходный  уровень  поражения   нервной   системы   ребёнка   и  успешность  её   компенсации в замещающей семье. Возникают такие поражения нервной системы вследствие: пренатальной интоксикации плода алкоголем, лекарственными препаратами; кислородного голодания,  недостатка  микроэлементов для  нормального  развития нервной системы при плохом питании будущей матери; родовых травм; материнской депривации ребёнка в первые дни и годы жизни, а при попадании ребёнка в учреждение отсутствие естественного общения с ним и должного ухода.

Ребёнку с полученными в кровной семье или учреждении психологическими травмами требуется дополнительная педагогическая, психологическая и иногда медицинская помощь, иначе недокомпенсированные медицинские и психологические проблемы начинают проявлять себя в поведении тогда, когда в организме ребёнка происходят бурные гормональные изменения, а родители уже не имеют полной власти над ребёнком - в подростковом возрасте.

Конечно, темперамент или математические способности во многом определяются генами. Однако генетически не задаются такие качества, как честность, доброта, способность любить. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека. Действительно, можно унаследовать такой тип обмена веществ, который облегчает возникновение алкогольной зависимости. Однако алкоголиками становятся далеко не все. Выбор человек делает сам, и во многом этот выбор определяется тем, есть ли у него в жизни поддержка и любящая семья.

 

Педагог-психолог Огурцова А.А.

<< назад