19.02.19: Знакомство ребенка с правилами семьи
С момента вхождения ребенка в дом и до его полного привыкания к изменившимся условиям проходит немало времени, за которое семья постигает определенные этапы адаптации, сопровождающиеся различными периодами в развитии отношений.
Этот путь не всегда легкий и он может быть наполнен как трудностями, хлопотами так и радостями. В это время приемные дети остро нуждаются в помощи и поддержке. Создание благоприятных условий для ребенка в новой семье так, чтобы он почувствовал себя полноправным ее членом - это главная задача приемных родителей.
Первое время жизни ребенка в приемной семье - самое благоприятное для установления контакта. В этот период нужно:
- дать понять ребенку, что его ждали, все члены семьи готовились к его появлению;
- познакомить ребенка с правилами поведения в семье (на доступном ему языке, чтобы он понял, что от него требуют);
- познакомить ребенка с режимом дня.
В каждой семье устанавливается свой режим каждодневной жизни. Рутинные правила и действия принимаются всеми членами семьи и уберегают семьи от бесконечных переговоров о том, как организовать жизнь в доме. В семьях также устанавливается определенный стиль поведения, который просто принимается всеми членами семьи. Это касается общения, решения проблем и принятия решений. Каждая семья имеет свои правила
Главная трудность для ребенка из интернатного учреждения заключается в освоении новой ролевой позиции: члена семьи, сына или дочери. Именно такая позиция им не освоена, у него, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. Ребенку нужно вести себя по-другому, не так, как в детском доме. А как? Он не знает. Не знает, как относиться к взрослым, к другим детям, какие у него права и обязанности здесь, в новой семье? Где его вещи и игрушки, в какой мере он может владеть другими вещами? Этому нельзя их научить быстро, но стремиться к этому нужно обязательно. Может случиться, что первое время ребенок будет враждебно настроен, ощущать замешательство, испытывать эмоциональный стресс. Для таких детей нужны четкие ориентиры того, что происходит в семье, правила жизни семьи. Кроме того, привыкание - процесс двухсторонний, и уступки должны быть взаимными.
О правилах жизни в семье лучше всего рассказывать:
Когда ребёнок приходит жить в семью.
Сделать это «за сладким столом» (сладкое снижает уровень напряжения).
Если ребёнок маленький, то желательно продемонстрировать правила в игре, где в качестве членов семьи «выступают» игрушки.
Если ребёнок левша, то правила лучше объяснять другому ребёнку, сидящему с ним рядом: левше очень сложно вообще усвоить правила, ему легче следовать в их соблюдении за другим человеком.
С подростком необходимо обсудить разумность правил, договориться о возможной совместной коррекции требований к нему, заключить контракт об их выполнении.
Сами члены семьи должны следовать этим правилам.
Список правил жизни семьи должен висеть хотя бы первые полгода на видном месте в доме.
Когда приемные дети становятся частью вашей семьи, важно задуматься о тех правилах, традициях и моделях поведения, к которым они привыкли.
Не следует ждать от детей, которых только что поместили в замещающую семью, что они воспримут все эти изменения, или даже большинство из них, правильно. Для семьи может быть «легче» адаптироваться к ребенку, по крайней мере, постепенно, чем ребенку измениться настолько, чтобы подходить данной семье. Прошлое приемных детей может включать отсутствие стабильных правил, традиций и моделей поведения.
Иногда поведение ребенка, основанное на привычных для него правилах, традициях и моделях поведения, может быть для вас неудобным. При возникновении сложной ситуации вам следует выяснить:
Являются ли правила, традиции и модели поведения, которых придерживается ребенок, вредными и опасными для него и окружающих?
Нужно ли менять правила, традиции и модели поведения, к которым привык ребенок, сейчас, или я могу дать время ребенку, чтобы адаптироваться в новых условиях?
Если вы ждете, что ребенок станет частью вашей семьи, а он не сможет вписаться в вашу повседневную жизнь со всеми правилами, традициями и моделями поведения, вы почувствуете разочарование и, возможно, станете обвинять ребенка. Минимизировать эти последствия вам может помочь следующее:
Уважительное отношение к прошлому ребенка;
Поддержка любого положительного опыта, приобретенного ребенком ранее;
Изменение сразу только тех правил, традиций и моделей поведения, которые угрожают ребенку или окружающим;
Признание того, что изменения потребуют времени;
Не ждите от ребенка, что он откажется от удобных и знакомых правил прежде, чем начнет доверять тем, какие вы ему предлагаете взамен.
Первое время полезно наблюдать реакцию приемных детей на новые впечатления: как относятся к членам семьи, выдвигаемым требованиям, кому больше всех симпатизируют и почему, кого сторонятся. Лучше всего сосредоточить внимание на результатах, которые достигаются в процессе воспитания. Похвала и поощрение - стимул для развития ребенка.
Педагог-психолог Шмуйлович Е.В.
<< назад