Итоги реализации федерального проекта в 2020 году
Итоги реализации федерального проекта
«Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование»
в 2020г.
В течение 2020 года ГОБУ МО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» участвовал в реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Образование» на территории Мурманской области.
Цель проекта - оказание комплексной психолого-педагогической и информационно просветительской поддержки родителям детей, создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям деетй, получающих образование в семье. Проектные мероприятия способствовали созданию в Мурманской области эффективной системы родительского просвещения и семейного воспитания.
В ходе проекта решались следующие задачи:
• разработка нормативно-правового обеспечения системы повышения родительской компетентности;
• подготовка квалифицированных кадров для реализации услуг через систематическое повышение квалификации специалистов;
• совершенствование материально-технического обеспечения для повышения эффективности предоставления услуг;
• ориентация родителей (законных представителей) в основных закономерностях развития ребенка, индивидуально-типологических особенностях;
• формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) посредством информирования их об основных методах и приемах воспитания и развития детей, нормативно-правовых актов в области образования.
Размер полученного гранта на выполнение объемного показателя в 2020 году – 10000 консультаций - составил 3 миллиона 438 тысяч 830 рублей. Из них из федерального бюджета – 3 млн. 232 тыс. 500 руб., из регионального бюджета – 206 тыс. 330 руб.
Для реализации поставленной цели создана Служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям на базе Центра ППМС-помощи, который выполнял функцию координатора реализации проекта.
Результативность проекта в значительной степени зависела от эффективного партнерского взаимодействия всех структурных единиц региональной организационной межведомственной модели, способной на качественно высоком уровне осуществлять консультативную помощь родителям (законным представителям).
Внутренняя сеть организационной модели включала в себя, помимо Центра ППМС-помощи, следующие структурные единицы:
- службы ранней помощи и консультационные центры на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций;
- территориальные психолого-медико-педагогические комиссии;
- ресурсные учебно-методические центры на базе государственных областных коррекционных организаций;
- учреждения социального обслуживания населения;
- учреждения системы здравоохранения;
- некоммерческие организации.
Таким образом, региональная организационная модель позволила обеспечить территориальную доступность предоставления услуг, необходимое число квалифицированных специалистов, гибкое перераспределение имеющихся ресурсов с учетом запросов родителей (законных представителей).
В целях устойчивого функционирования организационно-правовой модели разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, в которых определены содержание, виды (психологическое, логопедическое, дефектологическое, социально-педагогическое) и формы оказания услуг (очная, дистанционная, выездная).
Кадровое обеспечение
К оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи привлечены 120 высококвалифицированных педагогических, медицинских и социальных работников из 59 государственных, муниципальных и некоммерческих учреждений Мурманской области:
- педагоги-психологи - 42,
- учителя-логопеды - 41,
- учителя-дефектологи - 21,
- социальные педагоги – 14,
- врачи-психиатры - 2.

Повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития родительской компетентности, ответственного родительства - необходимое условие реализации проекта.
В период с 01.10.2020г. по 16.10.2020г. организовано обучение (повышение квалификации) участников проекта - 50 чел. (41,7%) по теме "Навигация, консультирвоание родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им информационно-методической помощи" на базе ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет" в объеме 72 час. 70 чел. из общего количества участников проекта (58,3%) прошли обучение по данному направлению в 2019 году на базе ГАУДПО МО "Институт развития образования". Таким образом, 100% участников проекта повысили свою квалификацию в области предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
Оказание услуг по психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
Мероприятия проектной деятельности были направлены на удовлетворение потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей, в том числе родителей детей, получающих дошкольное образование в семье. За отчетный период оказано 10000 тысяч консультаций.
Согласно концепции федерального проекта консультации проводились очно (7379 конс.) - непосредственно в кабинетах образовательных организаций, оборудованных, в соответствии с необходимыми требованиями для обеспечения доступности, включая доступность для лиц с ОВЗ. Дистанционные консультации (2541 конс.) оказывались специалистами по запросу получателя услуги с использованием Интернет-соединения. Данная форма консультирования получила широкое распространение в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в 2020 году. Выездные консультации организовывались по месту жительства граждан (80 конс.).

Преобладающей формой консультаций стала очная форма.
В соответствии с концепцией проекта услуги психолого-педагогической. методической и консультативной помощи предоставлялись в рабочее время в рабочий день (4433 консультации), после окончания рабочего времени в рабочий день (4377) и в нерабочий день (1190).

Услуги предоставлялись преимущественно в рабочее время и после окончания рабочего времени в рабочий день.
Получателями услуг (9981 чел.) стали родители (9474 чел.), законные представители (370) детей различных категорий и граждане, желающие принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей (137 чел.).

Наибольшее количество получателей услуг составили родители.
В семьях получателей услуг воспитываются или планируются быть принятыми на воспитание в семью дети раннего, дошкольного и школьного возрастов (9955 чел.):
- от 0 до 3 лет – 1358;
- от 3 до 7 лет – 5083;
- от 7 до 18 лет – 3514.

Консультативная помощь была предоставлена преимущественно по вопросам воспитания и обучения детей от 7 до 18 лет.
Проблематика обращений носила разнообразный характер и включала вопросы обучения и воспитания детей, реализации прав и законных интересов детей, выбора формы образования и обучения и иные вопросы, непосредственно связанные с образовательной деятельностью.
- психологическое консультирование – 3425;
- дефектологическое консультирование – 1491;
- логопедическое консультирование – 3955;
- социально-педагогическое консультирование – 1129.

Наибольшее количество запросов получателей услуг было на логопедическое и психологическое консультирование.
В рамках концепции проекта была разработана тематика индивидуального консультирования по различным видам.
Преобладающей тематикой запросов на консультацию учителя-логопеда стали следующие проблемы:
- нарушение звукопроизношения у ребенка – 19% (753);
- речевое развитие ребенка дошкольного возраста – 12,6% (499);
- организация логопедических занятия в домашних условиях – 9,8% (386);
- речевая готовность ребенка к школе – 9% (356);
- задержка речевого развития у ребенка – 8,7% (346).

Наиболее часто встречающимися запросами на психологическое консультирование являются:
- нормативное развитие ребенка – 14,6% (500);
- проблемы воспитания – 8,5% (292);
- адаптация ребенка к изменениям социальной ситуации развития – 6,8% (234);
- готовность ребенка к школе – 6,2% (212);
- особенности подросткового возраста – 6,1% (211).

На дефектологическое консультирование популярными запросами стали:
- формирование представлений об окружающем мире / развитие математических представлений /формирование сенсорных эталонов / формирование временных и пространственных представлений / развитие мелкой моторики у ребенка – 15,7% (234);
- актуальный уровень развития ребенка раннего / дошкольного возраста – 12,7% (190);
- нормативные показатели развития в разные возрастные периоды – 11,8% (176);
- трудности в усвоении программного материала – 11,1% (166);
- формирование познавательной мотивации, мотивации к учебной деятельности – 9,7% (144).

Среди обращений на социально-педагогическое консультирование преобладают:
- решение социальных проблем – 20,7% (243);
- формирование безопасной информационной среды – 10,5% (118);
- формирование социальной компетентности – 9,5% (107);
- проблемы в освоении новых социальных ролей / построении социальных отношений – 9% (102);
- организация занятости в каникулярное время – 7,2% (82).

Таким образом, определился ряд значимых тематических консультаций, характерных для родителей (законных представителей) Мурманской области.
Ежемесячно проводилась оценка качества услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. По результатам анкетирования 98,4 % родителей (законных представителей) от общего числа обратившихся удовлетворены качеством оказания услуги, что обусловлено высоким уровнем консультирования специалистами.

С целью организации деятельности по популяризации и созданию положительного имиджа федерального проекта в Мурманской области, массового информирования населения разработан и реализован медиаплан.
В содержании медиаплана важным направлением являлась информационно-разъяснительная деятельность, направленная на доведение до сведения родителей (законных представителей) информации о федеральном проекте в Мурманской области, его целях, задачах; тематике консультирования, о возможностях обращаться за получением услуг в различной форме.
Информационная кампания и освещение проекта осуществлялось через официальные сайты и социальные сети Центра ППМС-помощи и всех участников проекта.

На территории муниципальных образований в учреждениях различной ведомственной принадлежности размещались информационные стенды и баннеры, издавались и распространялись информационные буклеты, брошюры, памятки, листовки, визитки и другая печатная продукция. Всего распространено 5648 экземпляров.

Широкая информационно-разъяснительная кампания способствовала активизации обращений родителей (законных представителей) детей по вопросам воспитания, обучения, развития и качественное удовлетворение социального заказа населения на предоставление консультационных услуг.
Социально-значимым результатом реализации проекта стало развитие региональной системы эффективного психолого-педагогического консультирования, которая обеспечила доступность получения профессиональной консультативной помощи родителям (законным представителям) детей всех категорий.
Опыт участия в федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» позволил посредством интеграции имеющихся ресурсов в Мурманской области (кадровых, материально-технических, учебно-методических, информационных) сформировать высококвалифицированный кадровый ресурс с соответствующей профессиональной подготовкой, обеспечить единые методологические подходы к предоставлению психолого-педагогической, методической, консультативной помощи населению, активизировать деятельность по использованию специалистами информационно-коммуникационных технологий в консультировании.
Таким образом, в Мурманской области создана устойчивая модель родительского просвещения и семейного воспитания, которая способна функционировать и в последующие годы без дополнительных ресурсных включений.
Итоги акции на лучший популяризационный материал.
Итоги акции "Полезная видеоконсультация"
<< назад