Подготовка пакета документов на ПМПК
Подготовка пакета документов на ПМПК
(памятка для специалистов образовательных организаций)
Уважаемые коллеги!
С целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций создаются психолого-медико-педагогические комиссии (далее - ПМПК, комиссия) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии).
На комиссию направляются дети, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Инициировать прохождение ПМПК могут родители (законные представители) или образовательная организация, которую посещает ребёнок.
Если ребёнку, посещающему Вашу образовательную организацию предстоит пройти процедуру психолого-медико-педагогической комиссии, к ней необходимо подготовиться.
Напомните родителям, что для проведения обследования ребенка им необходимо предъявить в комиссию документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также следующие документы:
а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка
в комиссии (бланк заявления родителям (законным представителям) предоставит специалист комиссии и поможет в его заполнении);
б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются
с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) (бланк выписки можно попросить у специалиста ПМПК, отвечающего за оформление документов в конкретной ПМПК);
ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (необходимо взять с собой, после их анализа, комиссия вернет работы)
Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.
Характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией, должна содержать:
1. Общие сведения: ФИО ребенка; дата рождения; адрес проживания; сведения о родителях (законных представителях), других членах семьи.
2. История обучения ребенка до обращения на ПМПК: обучался ли где-либо до поступления в эту образовательную организацию; оставался ли на второй год, в каких классах (для детей школьного возраста).
3. Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации: класс/группа; программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная; форма обучения (указывается, если ребенок обучается на дому, дистанционно и др.); отношение к учебной (в ДОО - к детской продуктивной, игровой, познавательной) деятельности; сформированность учебных (для дошкольника - коммуникативных, навыков самообслуживания, игровых и др.) навыков; как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы (для дошкольника - принимает ли участие в организуемых занятиях; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности - наличие стремления включиться в игру; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками и т.п.); характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам); развитие моторики; для младших школьников информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу, и какую динамику дал в процессе обучения.
Заключение психолога должно отражать особенности аффективно-личностной сферы (контакт, интерес, как ребенок реагирует на успех и неудачу, критика(для школьников); описание динамической стороны психической деятельности (темп, работоспособность); описание интеллектуально-мнестической деятельности (понимание инструкций, удержание цели, признаки конкретности мышления либо искажения процессов обобщения, способность к вербализации своих рассуждений, а также обучаемость (характер и количество помощи, а также способность к переносу усвоенного действия на сходное задание). Диагностический вывод должен характеризовать степень отставания от возрастной нормы, а также отражать мнение педагога-психолога о варианте нарушенного развития.
В заключении логопеда характеризуется состояние просодической и темпоритмической стороны речи, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов, активного и пассивного словаря, словообразования и словоизменения, связного высказывания, возможности поддержания диалога. Отмечается наличие эхолалий, неологизмов, других речевых феноменов. Оценивается готовность или степень овладения письменной речью. В случае сформированности навыка письма анализируется характер допускаемых ошибок. Речевое заключение обязательно должно содержать указание на первичность или вторичность речевой патологии. Учитель-логопед обращает внимание на состояние неречевых процессов, в том числе мышления и обучаемости. Диагностический вывод должен характеризовать степень отставания от возрастной нормы, а также отражать мнение учителя-логопеда о варианте нарушенного развития.
При наличии в образовательной организации консилиума, организовавшего обсуждение результатов предварительной диагностики (в этом случае может добавиться и заключение учителя-дефектолога) формулируется общий вывод - предположение о наличии у ребенка ограниченных возможностей здоровья, связанных с ними особых образовательных потребностей и необходимости создания специальных условий и обучения по адаптированной образовательной программе.
Заключения (представления) специалистов, предоставляются на листах со штампом образовательной организации. Подписи специалистов и председателя консилиума (руководителя консилиума) (с расшифровкой) заверяются печатью образовательной организации.
В случае, если у ребёнка есть нарушение слуха или зрения, очень важно для специалистов ПМПК иметь заключение врача-сурдолога или врача-офтальмолога.
Анализ представленных Вами документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.
Федеральный центр
психолого-медико-педагогической комиссии
115093 г. Москва, ул. Люсиновская-51
Тел.: +7 (499) 237-9771,
e-mail: info@pmpkrf.ru
<< назад