Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Сопровождение педагогических работников

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Современные социально-экономические условия нашей жизни предполагают, что в процесс становления личности вовлечены все сферы жизни, а главной задачей современного российского общества становится формирование таких личностных качеств и способностей, которые обеспечили бы социальную адаптированность и профессиональную мобильность индивида.

В настоящее время наблюдается пристальное внимание к проблемам обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования, так как совокупность практических и теоретических знаний по этому вопросу претерпевает постоянные изменения.

Многоаспектность проблем ребенка с ОВЗ, ребёнка-инвалида предполагает, что кроме своевременно оказанной психолого - педагогической помощи в образовательной организации, существенным фактором успешного воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями является сама семья.

Определённый уровень родительских компетенций по вопросам психолого-педагогического воздействия на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родительское просвещение по данной проблематике, обучение новым способам взаимодействия с ребенком данной категории является первостепенным результатом психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка данной категории.

Целью данного сопровождения является создание соответствующего возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространства, формирование и реализация адекватных потребностям ребенка стратегий воспитания, базирующихся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Содержание психолого–педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения семьи:

1. Изучение личности ребенка и его родителей,  системы их отношений.

2. Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов  положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.

3.Информирование родителей  о системе  ПМПК, задачах и возможностях  психолого-педагогической и  медико–социальной помощи.

4. Развитие детско-родительских отношений.

5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка   путем активного привлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс.

6. Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее оказания.

7. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.

8. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

9. Способствовать преодолению психологических барьеров.

Основные этапы процесса психологического сопровождения:

I этап

· Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.

· Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

· Психолого -  педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.

·Определение модели воспитания, используемой родителями  и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).

II этап

·  Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.

· Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

· Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

·Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.

· Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый  год», « 8 марта», « День матери» и др.)

· Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

III этап

·  Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Работа с родителями должна строиться на следующих принципах:

1.Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных,  безопасных условий.

2.Гуманно - личностный   –  всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Принцип комплексности -   психологическую помощь можно рассматривать  только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом. воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.

4.Принцип  деятельностного   подхода  –  психологическая     помощь  осуществляется с  учетом  ведущего  вида  деятельности ребенка (в игровой  деятельности),  кроме того,  необходимо ориентироваться  также  на тот  вид  деятельности, который  является личностно - значимым  для  ребенка.

5.Принцип конфиденциальности  -  вся информация, полученная о  ребенке и  его  семье,  не распространяется за пределы  ДОУ, без  соответствующего  разрешения  родителей  или  законных  представителей ребенка.

Формы работы с родителями

Коллективные  формы взаимодействия:

·  Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания  коррекционно – образовательной  работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.

·  Групповые родительские собрания. Проводятся  специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач , содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.

·  « Дни  открытых дверей. Родители посещают детский сад , вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.

·  Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

·   Круглые столы,  где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.

·  Проведение  совместных праздников и развлечений, где родители  могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком  ( мама  рядом).

·  Совместные тренинги для родителей  по  оптимизации детско – родительских отношений

Индивидуальные формы работы :

·Анкетирование родителей  проводятся  по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости  с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ.

·Беседы и консультации специалистов . Проводятся  по запросам родителей и по плану индивидуальной работы  с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам  коррекции, образования и воспитания.

· Родительский час. Проводится учителями – дефектологами один раз в неделю во второй половине дня с целью информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком.

·Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях  с целью обучения их приемам и способам работы  с особым ребенком.

·«Служба доверия» или  « Почтовый  ящик» -  организация обратной связи  для родителей. Работу службы обеспечивают  администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями, отзывами и  пожеланиями родителей с целью оперативного реагирования администрации  ДОУ на различные ситуации и предложения.

·Использование современных устройств для общения с родителями : виртуальное общение  с  родителями  через  Интернет, использование сотовой связи

Формы  наглядного информационного  обеспечения :

· Информационные стенды и тематические выставки, литературы, фото. доска объявлений .Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с  целью  информирования   родителей  об   организации  коррекционно - образовательной работы в ДОУ.

· Выставки детских работ. Проводятся  по плану  воспитательно  – образовательной  работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации  интереса  родителей  к  продуктивной деятельности  своего ребенка.

·Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и наглядного обучения родителей методам и формам  дополнительной работы  с детьми в домашних  условиях.  Участие в таких занятиях стимулирует   родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему

·Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования  родителей о работе ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.

Резюмируя вышеизложенное, психолого-педагогическое сопровождение семьи строится таким образом, что центром любой проблемы становится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.  В результате такой работы родители учатся понимать и принимать своего ребенка , воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную  деятельность  и эмоционально- волевую сферу. Семья видит, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей , что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется  активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса,  основанные на принципах  доверия и взаимопомощи  могут дать положительные результаты.  

Материал подготовила:

Борисова М.В., педагог-психолог ЦПМПК МО

Литература:

1.В.В. Ткачева. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998.

2. http://5psy.ru/obrazovanie/psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie-semei-imeyuschih-detei-s-ovz.html

 

 

<< назад