Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Мониторинг функционирования служб ранней помощи

Результаты мониторинга эффективности деятельности служб ранней помощи за II полугодие 2020 года

Результаты мониторинга эффективности деятельности служб ранней помощи Мурманской областиза II полугодие 2020 года.


В соответствии с планом работы Ресурсного центра по развитию ранней помощи в Мурманской области на 2020 год в декабре 2020 года был проведен мониторинг эффективности деятельности служб ранней помощи Мурманской области.

Цель мониторинга: оценка эффективности деятельности служб ранней помощи Мурманской области.

Задачи мониторинга:

  • сбор информации о качестве предоставляемых услуг ранней помощи в Мурманской области;
  • выявление и систематизация проблем качества и доступности услуг ранней помощи в Мурманской области;
  • разработка предложений по повышению качества и доступности предоставляемых услуг.

Объектом мониторинга являются службы ранней помощи Мурманской области.

Предметом мониторинга является комплекс мероприятий по обеспечению качества предоставления услуг ранней помощи в Мурманской области.

Субъектами мониторинга являются службы ранней помощи на базе следующих ДОО:

  • МАДОУ «Детский сад № 62 комбинированного вида» г.Кандалакша
  • МАДОУ «Детский сад № 63 комбинированного вида» г. Кандалакша
  • МБДОУ детский сад №3 пгт Умба Терского района
  • МАДОУ Ковдорского района детский сад №5 «Теремок»
  • МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 г. Полярные Зори
  • МДОУ детский сад №9 «Теремок» комбинированного вида г. Оленегорск
  • МБДОУ детский сад №8 г. Североморск
  • МБДОУ «Детский сад №13 «Ромашка» г. Полярный ЗАТО Александровск
  • МДОУ детский сад №47 г. Кола
  • МБДОУ детский сад №38 г. Заполярный
  • МДОУ детский сад комбинированного вида №2 ЗАТО г. Заозерск
  • МБДОУ «Детский сад №10 г. Кировска»
  • МБДОУ №4 г. Кировска
  • МБДОУ «Детский сад №12 г. Кировска»
  • МБДОУ №59 г. Апатиты
  • МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра

Методы:

- сбор и анализ статистической информации от дошкольных образовательных организаций;

- изучение опыта работы дошкольных образовательных организаций.

Показатели мониторинга включают в себя:

1. Дошкольные образовательные организации в Мурманской области с действующими службами ранней помощи.

2. Количество детей, получателей услуг в СРП.

3. Категории детей, получателей услуг СРП.

4. Виды нарушений развития.

5. Укомплектованность СРП квалифицированными педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

6. Обновление материально-технического обеспечения СРП.

7. Совершенствование программно-методическое обеспечение психолого-педагогического процесса.

8. Результаты реализации индивидуальных программ ранней помощи.

9. Участие образовательной организации в мероприятиях различного уровня по развитию ранней помощи.


Приказом Администрации города Кировска Мурманской области №305 от 13.10.2020 «О деятельности структурных подразделений в дошкольных образовательных организациях» перестала функционировать служба ранней помощи на базе МБДОУ №4 г.Кировска, организована деятельность СРП на базе МБДОУ «Детский сад №12 г. Кировска». По состоянию на 16.12.2020 г. в Мурманской области функционирует 15 служб ранней помощи.

Общее количество обращений в службы ранней помощи Мурманской области с момента их создания составило - 2201, из них зачислены на сопровождение 463 ребенка.

Во II полугодии 2020 года услуги ранней помощи получало 164 ребенка целевой категории.

Количество детей, получателей услуг ранней помощи за II полугодие 2020 года.

Диаграмма 1



Во II полугодии 2020 года услуги ранней помощи получало 164 ребенка раннего возраста, из них 21,3% (35) детей имеет статус «ребенок с ОВЗ» в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, 26,8% (44) детей - статус ребенка-инвалида, двойной статус - 7,9% (13) детей. К категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится 0,6% (1) детей; дети из семей, находящихся в социально опасном положении, - 5,5% (9) детей; дети биологического риска - 48,8% (80) детей.

Категории детей, получателей услуг ранней помощи

Диаграмма 2


Возраст детей, посещающих службы ранней помощи Мурманской области варьируется в диапазоне от первых месяцев жизни ребенка до 7-8 лет. Наиболее высокий процент составляют дети от 2 до 3 лет.

Возрастной диапазон контингента детей в службах ранней помощи

Диаграмма 3


По специфике психофизического развития контингент детей, посещающих службы ранней помощи, представлен следующими видами нарушений:

  • нарушение зрения - 1,9% (3 ребенка);
  • нарушение слуха - 1,9% (3 ребенка);
  • тяжелые нарушения речи и задержка речевого развития - 26,8% (44 ребенка);
  • нарушения опорно-двигательного аппарата - 6,1% (10 детей);
  • задержка психического/психоречевого развития - 15,2% (25 детей);
  • синдром Дауна - 4,9% (8 детей);
  • расстройство аутистического спектра - 2,4% (4 ребенка);
  • тяжелые и множественные нарушения развития - 9,1% (15 детей);
  • группа социального риска - 4,9% (8 детей);
  • другие (соматические и неврологические заболевания) - 26,8% (44 ребенка).

Специфика нарушений психофизического развития детей

Диаграмма 4


Таким образом, преобладающими видами нарушений являются тяжелые нарушения развития и задержка речевого развития, соматические и неврологические заболевания.

48,8% (80) детей, охваченных услугами ранней помощи, относятся к неорганизованным (не посещающим дошкольные образовательные организации).

За текущий период на базе всех служб ранней помощи было организовано анкетирование потребителей услуг с целью оценки удовлетворенности качеством оказания психолого-педагогической помощи. Результаты анкетирования показали 100% удовлетворенность респондентов качеством услуг.

За отчетный период в 14 службах ранней помощи была проведена промежуточная диагностика с целью оценки текущих результатов освоения программы ранней помощи. Анализ результатов показал наличие положительной динамики у 48,6% детей, относительной положительной динамики у 43,5% детей, отсутствие динамики у 7,9% детей.

Динамика результатов освоения программы ранней помощи

Диаграмма 5


За отчетный период 7 служб ранней помощи осуществляли обновление материально-технической базы с целью повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения детей целевой группы.

Деятельность служб ранней помощи в Мурманской области регламентирована необходимой нормативно-правовой базой, обеспечивающей организацию деятельности на основе единых системно-методологических подходов. В службах ведется необходимая рабочая документация специалистов по всем видам оказываемых услуг.

Услуги ранней помощи в Мурманской области оказывают 83 специалиста, в том числе привлекаемые специалисты, которые не включены в кадровый состав СРП.

Кадровое обеспечение

Диаграмма 6


К сопровождению детей раннего возраста в образовательных организациях привлечены следующие специалисты: воспитатель, музыкальный руководитель.

В рамках научно-методической деятельности в службах ранней помощи осуществляется разработка и распространение информационно-методической продукции:

- методические рекомендации - 24 наименований;

- авторские программы - 12 наименований;

- видеоматериалы - 19 наименований;

- буклеты, памятки, консультационные материалы и др. - 103 наименования.

Во всех службах ранней помощи созданы условия для профессионального роста специалистов.

Трансляция опыта работы специалистов служб ранней помощи осуществлялась на 21 мероприятии различного уровня.

Диаграмма 7


Опыт работы специалистов СРП был опубликован на уровне образовательной организации (3) и федеральном уровне (7).

За отчетный период педагогические работники служб ранней помощи прошли обучение на курсах повышения квалификации по 12 направлениям.

Кроме того, профессиональному росту специалистов СРП способствовало участие в 32 методических мероприятиях в качестве слушателей.


С целью осуществления информационно-просветительской деятельности в службах ранней помощи на официальных сайтах ДОО созданы разделы «Служба ранней помощи» и сообщества в социальных сетях, в которых размещена информация об оказываемых услугах, специалистах, контактные сведения, полезная информация для родителей (законных представителей) по воспитанию и взаимодействию с детьми раннего возрасту.

На базе интернет-ресурсов 10 СРП создана система обратной связи с целью интерактивного обсуждения вопросов развития и воспитания детей целевой категории, осуществления консультирования родителей в дистанционном формате.

Деятельность СРП основана на принципах межведомственного взаимодействия: службы имеют договоры о сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, ГАУДПО МО «Институт развития образования», ГОБОУ Мурманская КШИ №3, Отдел опеки и попечительства комитета по образованию администрации г. Мурманска. В рамках межведомственного взаимодействия в 7 СРП разработана «дорожная карта».

Службами ранней помощи Мурманской области осуществляется рекламная деятельность посредством систематического распространения информации через различные формы:

  • распространение информационного листа, визиток, рекламных буклетов, объявлений;
  • персональный сайт ДОО, сообщества в социальных сетях;
  • информационные стенды ДОУ;
  • проведение родительских собраний;
  • проведение дней открытых дверей;
  • взаимодействие со СМИ.

Выводы:

Таким образом, по результатам мониторинга можно сделать вывод, что в службах ранней помощи на территории Мурманской области:

  • обновленное ресурсное (кадровое, материально-техническое и нормативно-правовое) обеспечение функционирующих служб ранней помощи позволяет оказывать услуги по раннему сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в полном объеме.
  • контингент детей-получателей услуг соответствует п.2 Методических рекомендаций по определению критериев нуждаемости детей в получении услуг ранней помощи определены категории детей, посещающих Службы ранней помощи в муниципальных образованиях;
  • имеющийся кадровый ресурс позволяет осуществлять процесс психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраст с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. При этом отмечается нехватка социальных педагогов в СРП;
  • исходя из особенностей психофизического развития и структуры нарушений развития детей раннего возраста, выявлены основные: тяжелые нарушения речи и задержка психического развития, соматические и неврологические заболевания, задержка психического развития. Низкий процент детей составляют дети с сенсорными нарушениями, расстройством аутистического спектра;
  • одним из показателей эффективности психолого-педагогического сопровождения является преемственность СРП и дошкольных образовательных организаций, которая проявляется в поддержке перехода ребенка в группы детского сада (коррекционной и общеразвивающей направленности);
  • отмечается активная деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи семьям целевой группы в следующих муниципальных образованиях: гг. Мурманск, Кола, ЗАТО г.Североморск, ЗАТО Заозерск. Однако, несмотря на достаточный уровень ресурсного обеспечения, необходимого для успешной деятельности СРП, отмечается низкий уровень функционирования следующих СРП: МАДОУ №63 г. Кандалакша, МБДОУ №3 пгт.Умба, МБДОУ №38 г. Заполярный, что проявляется в малом количестве предоставляемых услуг.


Предложения:

1. С целью мобилизации СРП с низкой активностью в 2021 году запланирован ряд мероприятий для определения причин выявленных трудностей, выработки стратегии их преодоления, оказания методической и консультативной помощи, развития информационно-просветительской деятельности.

2. Активизировать деятельность по привлечению социальных педагогов к оказанию психолого-педагогической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

3. Организовать проведение сравнительного анализа эффективности деятельности СРП МО за последние 3 года в мае 2021 года с целью выявления проблем качества и доступности услуг ранней помощи, разработки предложений по их преодолению.


<< назад