Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Телефон: (8152) 25-66-30
Адрес: 183010, г.Мурманск, ул. Советская, д. 9а

Звонок

бесплатный и анонимный

8-800-2000-122

 
 

Мониторинг функционирования служб ранней помощи

Результаты мониторинга эффективности деятельности служб ранней помощи Мурманской области за 2020/2021 учебный год


Результаты мониторинга эффективности деятельности служб ранней помощи Мурманской области за 2020/2021 учебный год.


В соответствии с планом работы Ресурсного центра по развитию ранней помощи в Мурманской области на 2021 год в июне 2021 года был проведен мониторинг эффективности деятельности служб ранней помощи за 2020/2021 учебный год.

Цель мониторинга: оценка эффективности деятельности служб ранней помощи Мурманской области.

Задачи мониторинга:

  • сбор информации о качестве предоставляемых услуг ранней помощи в Мурманской области;
  • выявление и систематизация проблем качества и доступности услуг ранней помощи в Мурманской области;
  • разработка предложений по повышению качества и доступности предоставляемых услуг.

Объектом мониторинга являются службы ранней помощи Мурманской области.

Предметом мониторинга является комплекс мероприятий по обеспечению качества предоставления услуг ранней помощи в Мурманской области.

Субъектами мониторинга являются службы ранней помощи на базе следующих ДОО:

  • МАДОУ «Детский сад № 62 комбинированного вида» г.Кандалакша
  • МАДОУ «Детский сад № 63 комбинированного вида» г. Кандалакша
  • МБДОУ детский сад №3 пгт Умба Терского района
  • МАДОУ Ковдорского района детский сад №5 «Теремок»
  • МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 г. Полярные Зори
  • МДОУ детский сад №9 «Теремок» комбинированного вида г. Оленегорск
  • МБДОУ детский сад №8 г. Североморск
  • МБДОУ «Детский сад №13 «Ромашка» г. Полярный ЗАТО Александровск
  • МДОУ детский сад №47 г. Кола
  • МБДОУ детский сад №38 г. Заполярный
  • МДОУ детский сад комбинированного вида №2 ЗАТО г. Заозерск
  • МБДОУ «Детский сад №10 г. Кировска»
  • МБДОУ №4 г. Кировска
  • МБДОУ «Детский сад №12 г. Кировска»
  • МБДОУ №59 г. Апатиты
  • МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра

Методы:

- сбор и анализ статистической информации от дошкольных образовательных организаций;

- изучение опыта работы дошкольных образовательных организаций.

Показатели мониторинга включают в себя:

1. Дошкольные образовательные организации в Мурманской области с действующими службами ранней помощи.

2. Количество детей, получателей услуг в СРП.

3. Категории детей, получателей услуг СРП.

4. Виды нарушений развития.

5. Укомплектованность СРП квалифицированными педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

6. Обновление материально-технического обеспечения СРП.

7. Совершенствование программно-методическое обеспечение психолого-педагогического процесса.

8. Результаты реализации индивидуальных программ ранней помощи.

9. Участие образовательной организации в мероприятиях различного уровня по развитию ранней помощи.


Приказом Администрации города Кировска Мурманской области №305 от 13.10.2020 «О деятельности структурных подразделений в дошкольных образовательных организациях» перестала функционировать служба ранней помощи на базе МБДОУ №4 г.Кировска, организована деятельность СРП на базе МБДОУ «Детский сад №12 г. Кировска». C 01.01.2021г. прекращена деятельность СРП на базе МАДОУ № 62 г. Кандалакша.

По состоянию на 31.05.2021 г. в Мурманской области функционирует 14 служб ранней помощи.

Общее количество обращений в службы ранней помощи Мурманской области с момента их создания составило - 2264, из них зачислены на сопровождение 524 ребенка.

В 2020/2021 учебном году услуги ранней помощи получало 213 детей целевой категории.

Количество детей, получателей услуг ранней помощи за 2020/2021 учебный год.

Диаграмма 1




В 2020/2021 учебном году услуги ранней помощи получало 213 детей раннего возраста, из них 14%% (30) детей имеет статус «ребенок с ОВЗ» в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, 24% (51) детей - статус ребенка-инвалида, двойной статус - 7,5% (16) детей. К категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится 0,5% (1) детей; дети из семей, находящихся в социально опасном положении, - 4,7% (10) детей; дети биологического риска - 56% (119) детей.

Категории детей, получателей услуг ранней помощи

Диаграмма 2



Возраст детей, посещающих службы ранней помощи Мурманской области варьируется в диапазоне от первых месяцев жизни ребенка до 7-8 лет. Наиболее высокий процент составляют дети от 2 до 3 лет.

Возрастной диапазон контингента детей в службах ранней помощи

Диаграмма 3


По специфике психофизического развития контингент детей, посещающих службы ранней помощи, представлен следующими видами нарушений:

  • нарушение зрения - 3,3% (7 детей);
  • нарушение слуха - 1,4% (3 ребенка);
  • тяжелые нарушения речи и задержка речевого развития - 27,2% (58 детей);
  • нарушения опорно-двигательного аппарата - 5,6% (12 детей);
  • задержка психического/психоречевого развития - 12,2% (26 детей);
  • синдром Дауна - 5,2% (11 детей);
  • расстройство аутистического спектра - 3,3% (7 детей);
  • тяжелые и множественные нарушения развития - 7,1% (15 детей);
  • группа социального риска - 5,6% (12 детей);
  • другие (соматические и неврологические заболевания) - 29,1% (62 ребенка).

Специфика нарушений психофизического развития детей

Диаграмма 4


Таким образом, преобладающими видами нарушений являются тяжелые нарушения развития и задержка речевого развития, соматические и неврологические заболевания, к которым относятся заболевание легких, расщелина верхнего неба, эпилепсия, сахарный диабет, синдром двигательных нарушений, порок сердца, водянка головного мозга, гемофилия, синдром Нунана.

47,4% (101) детей, охваченных услугами ранней помощи, относятся к неорганизованным (не посещающим дошкольные образовательные организации).

За текущий период на базе всех служб ранней помощи было организовано анкетирование потребителей услуг с целью оценки удовлетворенности качеством оказания психолого-педагогической помощи. Результаты анкетирования показали 100% удовлетворенность респондентов качеством услуг.

За отчетный период в 16 службах ранней помощи была проведена итоговая диагностика с целью оценки текущих результатов освоения программы ранней помощи. Анализ результатов показал наличие положительной динамики у 52% детей, относительной положительной динамики у 41% детей, отсутствие динамики у 7% детей.

Динамика результатов освоения программы ранней помощи

Диаграмма 5


За отчетный период 7 служб ранней помощи осуществляли обновление материально-технической базы с целью повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения детей целевой группы.

Деятельность служб ранней помощи в Мурманской области регламентирована необходимой нормативно-правовой базой, обеспечивающей организацию деятельности на основе единых системно-методологических подходов. В службах ведется необходимая рабочая документация специалистов по всем видам оказываемых услуг.

Услуги ранней помощи в Мурманской области оказывают 82 специалиста, в том числе привлекаемые специалисты, которые не включены в кадровый состав СРП.

Кадровое обеспечение

Диаграмма 6


К сопровождению детей раннего возраста в образовательных организациях привлечены следующие специалисты: воспитатель, музыкальный руководитель.

В рамках научно-методической деятельности в службах ранней помощи осуществляется разработка и распространение информационно-методической продукции:

- методические рекомендации - 48 наименований;

- авторские программы - 12 наименований;

- видеоматериалы - 37 наименований;

- буклеты, памятки, консультационные материалы и др. - 117 наименований.

Специалисты служб ранней помощи оказывают консультативную помощь педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. В 2020/2021 учебном году было проведено 122 консультации, из них 94 первичных и 28 повторных.

Во всех службах ранней помощи созданы условия для профессионального роста специалистов.

Трансляция опыта работы специалистов служб ранней помощи осуществлялась на 46 мероприятиях различного уровня.

Диаграмма 7


Опыт работы специалистов СРП был опубликован на уровне образовательной организации (10), муниципальном (2), региональном (3) и федеральном уровнях (2).

За отчетный период педагогические работники служб ранней помощи прошли обучение на курсах повышения квалификации по 27 направлениям.

Кроме того, профессиональному росту специалистов СРП способствовало участие в 59 методических мероприятиях в качестве слушателей.


С целью осуществления информационно-просветительской деятельности в службах ранней помощи на официальных сайтах ДОО созданы разделы «Служба ранней помощи» и сообщества в социальных сетях, в которых размещена информация об оказываемых услугах, специалистах, контактные сведения, полезная информация для родителей (законных представителей) по воспитанию и взаимодействию с детьми раннего возрасту.

На базе интернет-ресурсов 11 СРП создана система обратной связи с целью интерактивного обсуждения вопросов развития и воспитания детей целевой категории, осуществления консультирования родителей в дистанционном формате.

Деятельность СРП основана на принципах межведомственного взаимодействия: службы имеют договоры о сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, ГАУДПО МО «Институт развития образования», ГОБОУ Мурманская КШИ №3, Отдел опеки и попечительства комитета по образованию администрации г. Мурманска. В рамках межведомственного взаимодействия в 9 СРП разработана «дорожная карта».

Службами ранней помощи Мурманской области осуществляется рекламная деятельность посредством систематического распространения информации через различные формы:

  • распространение информационного листа, визиток, рекламных буклетов, объявлений;
  • персональный сайт ДОО, сообщества в социальных сетях;
  • информационные стенды ДОУ;
  • проведение родительских собраний;
  • проведение дней открытых дверей;
  • взаимодействие со СМИ.

 

Выводы:

Таким образом, по результатам мониторинга можно сделать вывод, что в службах ранней помощи на территории Мурманской области:

  • обновленное ресурсное (кадровое, материально-техническое и нормативно-правовое) обеспечение функционирующих служб ранней помощи позволяет оказывать услуги по раннему сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в полном объеме.
  • контингент детей-получателей услуг соответствует п.2 Методических рекомендаций по определению критериев нуждаемости детей в получении услуг ранней помощи определены категории детей, посещающих Службы ранней помощи в муниципальных образованиях;
  • имеющийся кадровый ресурс позволяет осуществлять процесс психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраст с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. При этом отмечается нехватка социальных педагогов в СРП;
  • исходя из особенностей психофизического развития и структуры нарушений развития детей раннего возраста, выявлены основные: тяжелые нарушения речи и задержка психического развития, соматические и неврологические заболевания, задержка психического развития. Низкий процент детей составляют дети с сенсорными нарушениями, расстройством аутистического спектра;
  • одним из показателей эффективности психолого-педагогического сопровождения является преемственность СРП и дошкольных образовательных организаций, которая проявляется в поддержке перехода ребенка в группы детского сада (коррекционной и общеразвивающей направленности);
  • отмечается активная деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи семьям целевой группы в следующих муниципальных образованиях: гг. Мурманск, Кола, ЗАТО г.Североморск, ЗАТО Заозерск. Однако, несмотря на достаточный уровень ресурсного обеспечения, необходимого для успешной деятельности СРП, отмечается низкий уровень функционирования следующих СРП: МАДОУ №63 г. Кандалакша, МБДОУ №3 пгт.Умба, МБДОУ №38 г. Заполярный, что проявляется в малом количестве предоставляемых услуг.


Предложения:

1. С целью мобилизации СРП с низкой активностью в 2021 году обеспечить их консультативно-методическое сопровождение с целью преодоления причин выявленных в ходе супервизий трудностей.

2. Активизировать деятельность по привлечению социальных педагогов к оказанию психолого-педагогической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.



<< назад