Результаты мониторинга эффективности деятельности служб ранней помощи Мурманской области за 2020/2021 учебный год
Результаты мониторинга эффективности деятельности служб ранней помощи Мурманской области за 2020/2021 учебный год.
В соответствии с планом работы Ресурсного центра по развитию ранней помощи в Мурманской области на 2021 год в июне 2021 года был проведен мониторинг эффективности деятельности служб ранней помощи за 2020/2021 учебный год.
Цель мониторинга: оценка эффективности деятельности служб ранней помощи Мурманской области.
Задачи мониторинга:
- сбор информации о качестве предоставляемых услуг ранней помощи в Мурманской области;
- выявление и систематизация проблем качества и доступности услуг ранней помощи в Мурманской области;
- разработка предложений по повышению качества и доступности предоставляемых услуг.
Объектом мониторинга являются службы ранней помощи Мурманской области.
Предметом мониторинга является комплекс мероприятий по обеспечению качества предоставления услуг ранней помощи в Мурманской области.
Субъектами мониторинга являются службы ранней помощи на базе следующих ДОО:
- МАДОУ «Детский сад № 62 комбинированного вида» г.Кандалакша
- МАДОУ «Детский сад № 63 комбинированного вида» г. Кандалакша
- МБДОУ детский сад №3 пгт Умба Терского района
- МАДОУ Ковдорского района детский сад №5 «Теремок»
- МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 г. Полярные Зори
- МДОУ детский сад №9 «Теремок» комбинированного вида г. Оленегорск
- МБДОУ детский сад №8 г. Североморск
- МБДОУ «Детский сад №13 «Ромашка» г. Полярный ЗАТО Александровск
- МДОУ детский сад №47 г. Кола
- МБДОУ детский сад №38 г. Заполярный
- МДОУ детский сад комбинированного вида №2 ЗАТО г. Заозерск
- МБДОУ «Детский сад №10 г. Кировска»
- МБДОУ №4 г. Кировска
- МБДОУ «Детский сад №12 г. Кировска»
- МБДОУ №59 г. Апатиты
- МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра
Методы:
- сбор и анализ статистической информации от дошкольных образовательных организаций;
- изучение опыта работы дошкольных образовательных организаций.
Показатели мониторинга включают в себя:
1. Дошкольные образовательные организации в Мурманской области с действующими службами ранней помощи.
2. Количество детей, получателей услуг в СРП.
3. Категории детей, получателей услуг СРП.
4. Виды нарушений развития.
5. Укомплектованность СРП квалифицированными педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
6. Обновление материально-технического обеспечения СРП.
7. Совершенствование программно-методическое обеспечение психолого-педагогического процесса.
8. Результаты реализации индивидуальных программ ранней помощи.
9. Участие образовательной организации в мероприятиях различного уровня по развитию ранней помощи.
Приказом Администрации города Кировска Мурманской области №305 от 13.10.2020 «О деятельности структурных подразделений в дошкольных образовательных организациях» перестала функционировать служба ранней помощи на базе МБДОУ №4 г.Кировска, организована деятельность СРП на базе МБДОУ «Детский сад №12 г. Кировска». C 01.01.2021г. прекращена деятельность СРП на базе МАДОУ № 62 г. Кандалакша.
По состоянию на 31.05.2021 г. в Мурманской области функционирует 14 служб ранней помощи.
Общее количество обращений в службы ранней помощи Мурманской области с момента их создания составило - 2264, из них зачислены на сопровождение 524 ребенка.
В 2020/2021 учебном году услуги ранней помощи получало 213 детей целевой категории.
Количество детей, получателей услуг ранней помощи за 2020/2021 учебный год.
Диаграмма 1
В 2020/2021 учебном году услуги ранней помощи получало 213 детей раннего возраста, из них 14%% (30) детей имеет статус «ребенок с ОВЗ» в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, 24% (51) детей - статус ребенка-инвалида, двойной статус - 7,5% (16) детей. К категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится 0,5% (1) детей; дети из семей, находящихся в социально опасном положении, - 4,7% (10) детей; дети биологического риска - 56% (119) детей.
Категории детей, получателей услуг ранней помощи
Диаграмма 2
Возраст детей, посещающих службы ранней помощи Мурманской области варьируется в диапазоне от первых месяцев жизни ребенка до 7-8 лет. Наиболее высокий процент составляют дети от 2 до 3 лет.
Возрастной диапазон контингента детей в службах ранней помощи
Диаграмма 3
По специфике психофизического развития контингент детей, посещающих службы ранней помощи, представлен следующими видами нарушений:
- нарушение зрения - 3,3% (7 детей);
- нарушение слуха - 1,4% (3 ребенка);
- тяжелые нарушения речи и задержка речевого развития - 27,2% (58 детей);
- нарушения опорно-двигательного аппарата - 5,6% (12 детей);
- задержка психического/психоречевого развития - 12,2% (26 детей);
- синдром Дауна - 5,2% (11 детей);
- расстройство аутистического спектра - 3,3% (7 детей);
- тяжелые и множественные нарушения развития - 7,1% (15 детей);
- группа социального риска - 5,6% (12 детей);
- другие (соматические и неврологические заболевания) - 29,1% (62 ребенка).
Специфика нарушений психофизического развития детей
Диаграмма 4
Таким образом, преобладающими видами нарушений являются тяжелые нарушения развития и задержка речевого развития, соматические и неврологические заболевания, к которым относятся заболевание легких, расщелина верхнего неба, эпилепсия, сахарный диабет, синдром двигательных нарушений, порок сердца, водянка головного мозга, гемофилия, синдром Нунана.
47,4% (101) детей, охваченных услугами ранней помощи, относятся к неорганизованным (не посещающим дошкольные образовательные организации).
За текущий период на базе всех служб ранней помощи было организовано анкетирование потребителей услуг с целью оценки удовлетворенности качеством оказания психолого-педагогической помощи. Результаты анкетирования показали 100% удовлетворенность респондентов качеством услуг.
За отчетный период в 16 службах ранней помощи была проведена итоговая диагностика с целью оценки текущих результатов освоения программы ранней помощи. Анализ результатов показал наличие положительной динамики у 52% детей, относительной положительной динамики у 41% детей, отсутствие динамики у 7% детей.
Динамика результатов освоения программы ранней помощи
Диаграмма 5
За отчетный период 7 служб ранней помощи осуществляли обновление материально-технической базы с целью повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения детей целевой группы.
Деятельность служб ранней помощи в Мурманской области регламентирована необходимой нормативно-правовой базой, обеспечивающей организацию деятельности на основе единых системно-методологических подходов. В службах ведется необходимая рабочая документация специалистов по всем видам оказываемых услуг.
Услуги ранней помощи в Мурманской области оказывают 82 специалиста, в том числе привлекаемые специалисты, которые не включены в кадровый состав СРП.
Кадровое обеспечение
Диаграмма 6
К сопровождению детей раннего возраста в образовательных организациях привлечены следующие специалисты: воспитатель, музыкальный руководитель.
В рамках научно-методической деятельности в службах ранней помощи осуществляется разработка и распространение информационно-методической продукции:
- методические рекомендации - 48 наименований;
- авторские программы - 12 наименований;
- видеоматериалы - 37 наименований;
- буклеты, памятки, консультационные материалы и др. - 117 наименований.
Специалисты служб ранней помощи оказывают консультативную помощь педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. В 2020/2021 учебном году было проведено 122 консультации, из них 94 первичных и 28 повторных.
Во всех службах ранней помощи созданы условия для профессионального роста специалистов.
Трансляция опыта работы специалистов служб ранней помощи осуществлялась на 46 мероприятиях различного уровня.
Диаграмма 7
Опыт работы специалистов СРП был опубликован на уровне образовательной организации (10), муниципальном (2), региональном (3) и федеральном уровнях (2).
За отчетный период педагогические работники служб ранней помощи прошли обучение на курсах повышения квалификации по 27 направлениям.
Кроме того, профессиональному росту специалистов СРП способствовало участие в 59 методических мероприятиях в качестве слушателей.
С целью осуществления информационно-просветительской деятельности в службах ранней помощи на официальных сайтах ДОО созданы разделы «Служба ранней помощи» и сообщества в социальных сетях, в которых размещена информация об оказываемых услугах, специалистах, контактные сведения, полезная информация для родителей (законных представителей) по воспитанию и взаимодействию с детьми раннего возрасту.
На базе интернет-ресурсов 11 СРП создана система обратной связи с целью интерактивного обсуждения вопросов развития и воспитания детей целевой категории, осуществления консультирования родителей в дистанционном формате.
Деятельность СРП основана на принципах межведомственного взаимодействия: службы имеют договоры о сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, ГАУДПО МО «Институт развития образования», ГОБОУ Мурманская КШИ №3, Отдел опеки и попечительства комитета по образованию администрации г. Мурманска. В рамках межведомственного взаимодействия в 9 СРП разработана «дорожная карта».
Службами ранней помощи Мурманской области осуществляется рекламная деятельность посредством систематического распространения информации через различные формы:
- распространение информационного листа, визиток, рекламных буклетов, объявлений;
- персональный сайт ДОО, сообщества в социальных сетях;
- информационные стенды ДОУ;
- проведение родительских собраний;
- проведение дней открытых дверей;
- взаимодействие со СМИ.
Выводы:
Таким образом, по результатам мониторинга можно сделать вывод, что в службах ранней помощи на территории Мурманской области:
- обновленное ресурсное (кадровое, материально-техническое и нормативно-правовое) обеспечение функционирующих служб ранней помощи позволяет оказывать услуги по раннему сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в полном объеме.
- контингент детей-получателей услуг соответствует п.2 Методических рекомендаций по определению критериев нуждаемости детей в получении услуг ранней помощи определены категории детей, посещающих Службы ранней помощи в муниципальных образованиях;
- имеющийся кадровый ресурс позволяет осуществлять процесс психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраст с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. При этом отмечается нехватка социальных педагогов в СРП;
- исходя из особенностей психофизического развития и структуры нарушений развития детей раннего возраста, выявлены основные: тяжелые нарушения речи и задержка психического развития, соматические и неврологические заболевания, задержка психического развития. Низкий процент детей составляют дети с сенсорными нарушениями, расстройством аутистического спектра;
- одним из показателей эффективности психолого-педагогического сопровождения является преемственность СРП и дошкольных образовательных организаций, которая проявляется в поддержке перехода ребенка в группы детского сада (коррекционной и общеразвивающей направленности);
- отмечается активная деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи семьям целевой группы в следующих муниципальных образованиях: гг. Мурманск, Кола, ЗАТО г.Североморск, ЗАТО Заозерск. Однако, несмотря на достаточный уровень ресурсного обеспечения, необходимого для успешной деятельности СРП, отмечается низкий уровень функционирования следующих СРП: МАДОУ №63 г. Кандалакша, МБДОУ №3 пгт.Умба, МБДОУ №38 г. Заполярный, что проявляется в малом количестве предоставляемых услуг.
Предложения:
1. С целью мобилизации СРП с низкой активностью в 2021 году обеспечить их консультативно-методическое сопровождение с целью преодоления причин выявленных в ходе супервизий трудностей.
2. Активизировать деятельность по привлечению социальных педагогов к оказанию психолого-педагогической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
<< назад